Мгарский монастырь, по просьбе читатей

Опубликовано: 11.12.2017
мгарский монастырь

Мгарский монастырь, вернее, его колокольню, видно за несколько километров. Однако при въезде мы растерялись на развилке и уточняли у прохожих путь. Гора, на которой выстроен Мгарский монастырь, покрыта лесом. Дорога петляет по нему, добавляя ощущение потерянности. Когда же за очередным поворотом вдруг появляются стены обители — душа радуется. Путь был выбран верно!

Да это и неудивительно. По преданию, еще в ХІ веке монахи-отшельники создавали здесь подземные пещеры-кельи. Однако это версия неофициальная. Официально монастырь основан в начале XVII века.

И как это часто бывает в горных монастырях, заходишь — и тебя охватывает с покойствие и благодать. Суета, проблемы остаются внизу, на развилке. А тут — спокойствие и мир.

Самое печальное, что не осталось живых монахов, которые бы могли рассказать, что и как здесь было. Не оказалось преемственности поколений монахов — это наша самая большая печаль.

В 1946-м здесь был склад боеприпасов, в частности в соборе хранились авиабомбы. А с 1984-го здесь разместили пионерлагерь. И только в 1993 году, с приходом владыки Филиппа, началось возрождение монастыря.Что сегодня читают с этим материалом?

«Раина Вишневецкая, двоюродная сестра Петра Могилы, прожила всего 30 лет, а успела открыть три православных монастыря, в том числе и наш, — рассказал нам отец Диадор. — По преданию, место на вершине горы вблизи городка Лубны Раине указали ангелы. Наш монастырь вспоминает Тарас Шевченко в своей повести „Близнецы“».

Некоторые еще помнили, как хоронили расстрелянных в 1917 году монахов. То есть я застал живых свидетелей этих трагических событий. Сначала мы служили в скиту. Потом в Преображенском соборе, где не было ни окон, ни дверей, ни штукатурки, ни иконостаса.

— Владыка, вы с детства хотели быть священником?

— Как это всегда вначале бывает, приходила публика очень странная, разношерстная и неблагополучная.

Мощи переодели в новые одежды и положили в новую гробницу, а вскоре патриарха канонизировали". У раки с мощами святителя Афанасия стали происходить чудеса и исцеления. Паломников было столько, что монахам пришлось строить гостиницу. Так продолжалось около 300 лет, до начала ХХ века".

Что сегодня читают с этим материалом?

Чудес, которые произойдут через 15 минут, — это одно. Внутреннего покоя — это другое. Гармонии с собой и с Богом — это третье. А чтобы получить просимое, совет только один: «Ищите прежде Царствия Божия, остальное приложится».

Чем выше человек в духовном плане, тем меньше он нуждается в чудесах.

Через восемь лет его мощи были найдены нетленными.

Несколько раз игумену Иоасафу являлся святитель Афанасий — наставлял, давал духовные советы. После восстановления обители святителя Иосафа возвели в сан архимандрита и назначили в Троице-Сергиеву лавру.

В августе 1919-го им на смену обитель захватил отряд Добровольческой армии. Накануне всенощного бдения большевики распорядились собрать всех монахов у ограды монастыря для переписи.Тогда и были арестованы 24 монаха во главе с игуменом Амвросием якобы за связь с белогвардейцами. Вскоре 17 монахов были расстреляны.

— Получается, важно умение видеть чудеса?

У центральной дороги крякают дикие утки, созывая утят на водопой. Возле Преображенского храма в зоопарке «разговаривают» попугаи и павлины.Сядешь на лавочку, закроешь глаза — и пусть весь мир подождет.Что сегодня читают с этим материалом?

Через время слух об открытии монастыря распространился по округе. Сюда стали приходить первые трудники, послушники.Мгарский монастырь и первые монахи

— Расскажите о первых насельниках восстановленной обители.

Словом, новому настоятелю пришлось восстанавливать монастырь практически с нуля. С помощью местных меценатов он выстроил большой корпус для монашеских келий, а за средствами для восстановления Преображенского собора ездил в Москву и Санкт-Петербург.

Хотя долго так продолжаться не могло. На четвертый день народ постепенно стал расходиться. А монахам ничего не оставалось, как перенести мощи святителя Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку передать военным комиссарам".

«Когда открыли гробницу, наполнили церковь благовония. Тело цело, только у правой руки, которой он держал посох, не было трех пальцев. Одежда же и кресла истлели, обрели только палицу и посох».

— Владыка, с чего началось восстановление Мгарской обители?

В монастыре было очень много физической работы. Нужно было сажать деревья, заниматься стройкой, убирать мусор. Потому я принимал всех. Гораздо позже мы уже стали отбирать тех, кто соответствовал монастырскому уставу.За эти 25 лет через наш монастырь прошла не одна тысяча человек. Многие приходили и уходили, потому что монастырь живет по определенному уставу, а люди пришли из мира.

Если человек всем сердцем стремится к Богу, Он дает ему силы преодолеть проблемные моменты и все необходимое для его жизни.

Мир вокруг нас прекрасен и полон красивых, удивительных вещей. Мы просто их не замечаем, так как они стали для нас уже обыденностью.

— Как говорят, кто куда смотрит, тот то и видит. Когда человек приходит в монастырь или церковь, когда начинает общаться с Богом, главное — чего он ищет.

С Мгарским монастырем связано имя Иоасафа Белгородского, который в 1737-м был назначен здесь настоятелем. Обитель в то время из-за постоянных стычек с унией имела плачевный вид. Центральный храм обрушился, пожары уничтожили все деревянные здания.

Он достигает определенного духовного уровня, при котором видит мир «светлыми глазами». А «светлые глаза» видят много света и много чудес.

Монахи похоронили его в храме под амвоном перед царскими вратами, в сидячем положении. Так принято было погребать восточных патриархов.

Главное — что человек ищет— Читатели часто спрашивают, как перестать роптать, как достичь покоя души? Приходят в церковь и даже там не находят покоя. Что вы посоветуете?

Монастырская летопись XVII века сообщает:

С 1930-го в монастыре создали патронат для детей «врагов народа», затем дом престарелых, дисциплинарный батальон.

Мощи святителя решились изъять лишь в начале 30-х годов и передали в харьковский музей атеизма. Позже местный епископ перевез их в Благовещенский собор Харькова, где они находятся до сих пор.А в Мгарском монастыре есть икона святителя Афанасия, установленная на том месте, где он любил молиться.

В остальном монастырь живет полноценной жизнью, в силу возможности развивается. Поскольку все старое — ремонтировать нужно постоянно. Как говорится, ремонт нельзя закончить, его можно только приостановить.

В 1922 году большевики решили изъять раку Афанасия «Сидящего», которая была из чистого серебра весом около 70 кг. Но это оказалось непросто.«Тысячи верующих окружили собор, не давая большевикам приблизиться к мощам святого, — рассказывает отец Диадор. — Церковную службу служили круглосуточно, священники сменяли друг друга каждые два часа. Даже когда власть прислала 3000 вооруженных солдат, народ остался.

Что сегодня читают с этим материалом?

«Еще с июня 1919 года монастырь стал жертвой Антоновского полка, — говорит отец Диадор. — Монахов изгнали, им пришлось ютиться в сараях. Красноармейцы заняли Теплый храм.Туда приводили женщин, устраивали оргии, пили и курили, разграбили алтарь.С иконы Божией Матери были сорваны занавески и серебряный венец, который пьяные надевали на лошадь.

Поначалу здесь были лишь деревянные постройки, зато действовало шесть храмов. Из-за частых пожаров в 1692 году был выстроен каменный Прображенский собор.Для постройки пригласили архитектора Иоанна Баптиста, который создал проект в стиле украинского барокко.Что сегодня читают с этим материалом?

Есть и местное предание о том, что святитель Афанасий отдал душу Богу, сидя на горнем месте во время чтения Евангелия. На него были надеты все одежды, а в руку вложен посох. Его посадили в кресла, и с креслами, сидящего, вложили в каменную гробницу.

— Скорее, умение видеть красоту Божией любви.

С этим материалом читают:

И о том, что здесь было две святыни — мощи святителя Афанасия и икона Божией Матери «Лубенская», 1850 года. Кстати, в советское время икона чудом уцелела. Ее хранили у себя дома два поколения одной благочестивой семьи. В начале 90-х, с открытием монастыря, икону вернули в обитель.

— Я смолоду хотел служить в церкви Христовой. Когда стал священником и видел руины, сердце обливалось кровью. Хотелось что-то сделать, чтобы вернуть монастырь из небытия в бытие.

[email protected]

— Тяга к чудесам понятна. Все любят чудеса. Все хотят чудес. Человек думает, мол, увижу чудо, вот тогда поверю в Бога. Но когда Бог являет чудо, человек начинает думать: это совпадение или «я этого сам добился».Для верующего чудеса не главное в жизни, и уж тем более не главное для глубины его веры. Господь творит чудеса каждый день. Для маловеров, только пришедших, нужен всплеск. Какое-то чрезвычайное событие, которое всколыхнуло бы его духовную жизнь. Поэтому есть тяга к чудесам.

— Почему люди все время хотят видеть чудеса?

Сейчас в монастыре 24 монаха, а в XVIII—XIX вв.еках здесь было 200 насельников. Еще с XVII века тут велась летопись, но, увы, данные ХІХ — начала ХХ столетий были уничтожены большевиками. Осталась еще летопись Густынского монастыря, в которой упоминаются события Мгарской обители — о святителе Афанасии и Иоасафе Белгородском.

Очень много было нецерковных, тех, кто хотел просто перезимовать. Но кто-то искал действительно молитвы. Из всей этой массы сформировался костяк из 24 монахов.

Цареградский патриарх оказался в Лубнах случайно. А случайность, говорят — второе имя Бога. В те времена (середина XVII века) православную церковь притесняли турки, потому патриарх часто обращался за помощью к русскому царю.Возвращаясь от царя, патриарх сильно заболел и остановился в Мгарском монастыре. Братия очень радушно его приняла, как подобает, а патриарх неожиданно сказал: «Желает душа моя в этом монастыре грешное тело погребсти». Через месяц пребывания в монастыре патриарх скончался.

«Мгарский монастырь славился тем, что до 1930 года здесь находились мощи Афанасия, цареградского патриарха, — продолжает наш гид. — Еще при его жизни люди получали исцеления по его молитвам, а после обретения мощей чудес было столько, что их стали записывать в монастырскую летопись.

— 8 мая 1993 года митрополит Полтавский Феодосий подписал указ о назначении меня наместником Мгарского монастыря.Когда я приехал, здесь был пионерский лагерь завода счетных машин. Территория была охраняемая — сторож с собаками никого не впускал. Все было закрыто, но приходская церковь уже действовала, правда, не здесь, а в скиту. Там был священник и небольшая община, которая в основном состояла из местных жителей.

В центре Преображенского собора есть удивительная икона, лики которой пробиты пулями. Реставрацию ее не делают намеренно — в память о событиях 19 августа 1919 года, когда большевики расстреляли 17 мгарских монахов.

Лежали кучи мусора, который мы вывозил не один день несколькими машинами. А дальше — застелили пол травой и стали служить.

Кстати, Мгарский монастырь мечтал захватить Гитлер, который всегда был склонен к мистике и выбирал «места силы».

Источник: http://classniy.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться